Советы педагога-психолога

Личностная готовность ребёнка к школе.

В детский сад без слёз

Игра - то важно!

 Игра - это самое главнейшее место в развитии каждого ребёнка. Очень часто родители забывают, что ребёнку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, играть в компьютер (не мешая родителям), помогать маме и пр. Многие родители считают, что его чадо в саду и так наиграется, но это очень большая ошибка. Ребёнку важно играть не только в детском саду, но и дома, вместе с родителями. При этом игры могут быть различными: дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетные. Каждый родитель знает, каким играм ребёнок отдаёт предпочтение.

Мы можем дать несколько рекомендаций по организации игр в домашних условиях:

Необходимо всегда выделять время для игр с ребёнком.

Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше (но главное - не переиграть). Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

    Желательно, чтобы игры были повторяющимися.

В этом случае ребёнок видит, чему он научился, и понимает, чему он учится.

    Большое внимание уделяйте содержанию игры.

Игры должны соответствовать возрасту и потребностям ребёнка, а не навязываться ему взрослыми. Пусть постепенно ваши игры усложняются. 

Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых порах по облегчённому варианту, а потом по обычному) и т.д.

    Создайте свою домашнюю игротеку.

Распределите игры между членами семьи. В одни пусть играет папа, в другие — мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.

    В игру можно вносить элемент соперничества.

Таким образом, ребёнок будет учиться бороться. В игре-соревновании происходит сброс агрессии. Позиция «Слабо!» — как вызов — стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребёнка. Нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всегда выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, конечно, учитывая специфику детского возраста, но не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Систематические игры с ребёнком — это долгосрочная инвестиция в его будущее.  Ни один специалист не сможет дать ребёнку столько, сколько можете дать вы - родители и ваша семья!

свернуть

Обустраиваем место для детских игр

Уважаемые родители!

       Когда в вашей семье появляется маленький ребёнок, знайте к вам пришло счастье. С первых месяцев жизни, вы организуете для него собственное пространство - его маленькую страну. Где он будет спать, играть, а позже - заниматься.

      Если вы не можете выделить целую комнату для ребёнка, в случае маленькой квартиры, не расстраивайтесь, организовать детский уголок реально даже в маленькой комнате. Нужно только захотеть. Главное для вашего малыша - не размер, а его собственное  пространство, предназначенное только для него.  

Двухлетнему ребёнку обязательно нужен детский уголок, принадлежащий только ему, чтобы он чувствовал собственную защищённость от внешнего мира. Играя игрушками, рисуя свои первые каляки - маляки, рассматривая картинки в  книжках, ваш малыш становится все более самостоятельным.

    Собственная вещи, свой мир, в котором все так, как хочет ребёнок, развивают в  нем чувство ответственности,  он учится убирать за собой и помогать в этом  родителям. Дорогие родители, если в квартире совсем мало места, пожалуйста, выделите  три-четыре «детских» метра. 

Что должно находиться в маленькой стране:

      До трёх лет хватит базовой мебели: стула, небольшого стола или доски (не забываем, что мебель должна соответствовать росту ребёнка) для занятий и ящиков для игрушек, чтобы сразу приучать малыша убирать кукол и машинки. Дошкольнику понадобится личный шкаф для одежды, что поможет воспитать самостоятельность.

    Предметы в детской должны быть безопасными, крупными и иметь простую форму, без углов и выступающих деталей, все поверхности - гладкими. 

Освещение

     Важно, чтобы света хватало для игр и занятий творчеством, но он не должен быть резким и раздражающим. 

Экономьте пространство

Уголок игрового пространства можно разделить на две части: игровая и спальная зоны. Покупая мебель-конструктор, (когда кровать можно выдвигать на ночь и убирать днём), можно отлично организовать детский уголок. Другой вариант - двухэтажная кровать, под которой располагается письменный стол. 

свернуть

Формирование личности ребёнка

Советы по адаптации к детскому саду

Готовность к школе

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трёх лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще –то вся дошкольная жизнь ребёнка – это и есть подготовка к школе. Самое главное  - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотёк, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребёнка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит ещё поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют:

  • развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);
  • чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
  • произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
  • готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
  • умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
  • развитие логического мышления (умение найти сходство – различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
  • пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.)
  • общую осведомлённость ребёнка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки (порядковый счёт до десяти, прямой и обратный; умение решить несложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребёнка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.д.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребёнка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно импульсивен, возбудим, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.
  • имеет серьёзные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребёнок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребёнку предстоит собеседование с элементами тестирования. Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать, считать и т.д., чтобы  не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе – настоящее испытание. Даже если у ребёнка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Можно попробовать подготовить ребёнка к этому испытанию – специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание. Ребёнок может заявить на самом тестировании: «А это задание я уже раньше делать!» И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют в виду главным  образом его интеллектуальное развитие. Но есть ещё одна, не менее важная сторона.  Связана она с психологической подготовкой ребёнка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

  • Важно, чтобы до школы у ребёнка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
  • Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на переменке). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
  • Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребёнка не теряться, когда тебя критикуют или – детский вариант – дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даёте оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребёнок не обидится, а постарается что- то изменить.
  • Важно для ребёнка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребёнка.
  • В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит ещё до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
  • Старайтесь, чтобы ребёнок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребёнка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
  • Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определённого времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребёнка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определённое, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
  • С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять её, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.
  • Стоит помнить вот ещё о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребёнок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».
свернуть

Не хочу! Не буду! Не надо! Кризис трёх лет.

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития ребёнка с года до трёх лет заканчивается очередным кризисом психологического развития - кризисом трёх лет. Это достаточно бурное время в развитии малыша. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, практически неуправляемым. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психологический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребёнку сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Постепенно ребёнок осознаёт себя участником процесса взаимодействия с другими людьми. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в первом лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо говорит: "Я хочу пить!". Слово Я в его лексиконе становится одним из наиболее часто употребляемым. Вы только и слышите "Я...я...я!" Это Я постепенно переходит в "Я сам". Недаром кризис трёхлетнего возраста иногда называют ещё "кризис "Я САМ!".

Малышу очень хочется почувствовать себя самим собой, но ему тяжело и страшно "остаться одному" в окружающем ему мире, отсюда негативные переживания и кризисные симптомы поведения.

Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть инициатором своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство - способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь одеть колготки, построить домик из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого ("Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!"). Такая капризность ребёнка - пока единственная для него возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого. Малыш чувствует свою самостоятельность, но пока не знает, как сделать это приемлемым способом и становится деспотичным, требует своё, хочет, чтобы весь мир, все окружающие подчинялись только его интересам.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений. При этом нельзя забывать, что психологическое развитие ребёнка - это не жёстко стандартизированный процесс. Каждый ребёнок развивается индивидуально, поэтому и кризисные реакции могут проявиться чуть раньше или чуть позже трёхлетнего возраста. Как правило, эти проявления исчезают к трём с половиной - четырём годам, однако и после этого возраста могут случаться отдельные "приступы". Ведь ваш ребёнок не автомат и не может полностью и всегда контролировать своё поведение и свои эмоции, поэтому отдельные проявления упрямства, строптивости и негативизма и в более полном возрасте - вещь абсолютно допустимая.

Можно ли смягчить проявления кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося негативные качества? Ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего "Я"; эгоизм - в здоровом виде чувство "самости", собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей - не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день, у некоторых - до 19 раз!

Если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идёт о "фиксированном" упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как помочь ребёнку преодолеть кризисные проявления?

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: "Ой, какая у меня интересная игрушка!", "А что это там за окном ворона делает?" - подобные отвлекающие манеры заинтригуют капризулю, он успокоится.
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка, предоставьте ему возможность исследования. Постарайтесь взять на себя роль консультанта. Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Трёхлетние дети не боятся проблем, они уверены в себе, и ваша задача - не дать малышу потерять эту уверенность.
  • Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя". Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой.
  • Оставайтесь рядом с ребёнком, покажите, что вы можете помочь в случае неудачи. Покажите ребёнку способ достичь желаемого.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего. Если же вы разрешили ему что-то, то не меняйте своего мнения, даже если начатая игра перестаёт вам нравиться.
  • Следите за тем, чтобы все родные ребёнка предъявляли к ребёнку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешили папа или мама, будет очень легко выпросить у бабушки - и тогда все усилия будут зря.
  • Будьте готовы принять ребёнка, поговорить и поиграть с ним после приступа, не вспоминая того, что случилось. Не стоит демонстрировать свою обиду и негодование, особенно после того, как всё закончилось, - этим вы можете спровоцировать новую истерику.
свернуть