Советы учителя-дефектолога

10 простых советов дефектолога.

Дефекты звукопроизношения, которые не относятся к возрастным

Необходимо, чтобы родители, окружающие ребёнка, внимательно следили за развитием речи детей, за формированием её фонематической стороны. Недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком подражали его неправильному произношению, не учитывая того, что они тем самым лишают ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного, а это ведёт к тому, что у ребёнка не воспитывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение. С детьми необходимо всегда говорить правильно и, таким образом, служить им хорошим примером для подражания.

Физиологическое, возрастное косноязычие, как уже было сказано выше, в большинстве случаев ликвидируется без посторонней помощи в соответствии с возрастным развитием речи ребёнка. Но случается, что у ребёнка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте двух - двух с половиной лет наблюдаются грубые нарушения в произношение, которые нельзя отнести к возрастному косноязычию, например:

1) ребёнок не выговаривает звуки к и г или совсем их не произносит (вместо кукушка говорит -у-уьи-а), либо заменяет эти звуки звуками т и д (кошка - тошта, гусь - дусъ);

  1. заменяет звонкие согласные (звуки б, д, г, з, ж, в) глухими согласными (п, п, к, с, ш, ф), например: баба - папа, дом - том, зубы - супы, жук — шук, вода - фота);
  2. заменяет звуки т и д звуками к и г, например: тут - кук, дома - гома\
  3. искажает произношение свистящих или шипящих звуков(с, з, ц, ш, ж, ч, щ), например:

а) при произнесении этих звуков просовывает кончик языка между верхними и нижними резцами (межзубный сигматизм);

б) произносит эти звуки при боковой утечке воздуха, так как спинка языка выгибается по направлению к нёбу и выдыхаемая струя воздуха проходит не посередине, а по бокам языка (боковой сигматизм);

в) при произнесении свистящих или шипящих звуков подтягивает нижнюю губу к верхним резцам, как при произношении звуков ф и в (губно-зубной сигматизм);

г) произносит свистящие или шипящие звуки в нос, а иногда их звуками х или южнорусским г, например: стол - хтол, глаза - глага;

  1. ребёнок искажает произношение звука р, например:

а) произносит его гортанно, картаво;

б) произносит его обеими губами, как кучерское прр;

в) произносит звук р при боковом происходящий от быстрого сочетания звуков р и ль (рль);

г) произносит звук р в нос;

д) заменяет звук р звуком ы (рама - ыама, рак - ыак);

6) искажает произношение звука л, например:

а) произносит его в нос;

б) произносит обеими губами, как двугубное в;

в) заменяет звук л звуков у (лампа - уампа, платок - пуаток);

г) заменяет звук л звуком д (лампа - дампа, лук - дук) или звуком н (лампа - нампа, лук - нук).

Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологического косноязычия, и поэтому при наличии указанных неправильностей не следует ждать возраста пяти - шести лет и надеяться, что к этому сроку речь ребёнка сама по себе исправиться. В этих случаях необходимо помочь ребёнку немедленно. Чем раньше начать с ребёнком занятия по исправлению речевого дефекта, чем быстрее и легче он полностью будет устранён.

свернуть

Советы учителя-дефектолога на лето

В игры играем - речь развиваем

Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать тетрадь, папку с рекомендациями логопеда - в ней есть стихи, игры и упражнения, которые можно повторять летом.

Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в речь ребёнка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребёнка.

Ребёнок и онлайн игры – явление в современном обществе привычное, но полезное ли? Использование компьютера – ещё одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Логопедические игры онлайн помогут вашему малышу провести время с пользой и с интересом.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встаёт вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. 

Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени

  • 5 лет – не более 7 минут;
  • 6 лет – 10 минут;
  • 7-9 лет – 15 минут;
  • 10-12 лет – 20 минут;
  • 13-14 лет – 25 минут;
  • 15-16 лет – 30 минут.

Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребёнка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут. 

Логопедические распевки. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.

Обучающие презентации. «Презентация - это - обучающий мини-мультфильм, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребёнку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны». Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребёнка, открывает новые возможности образования.

Онлайн игра «Алфавит-раскраска» помогает запомнить названия букв русского алфавита, тренирует в подборе слов на заданную букву, развивает фонематическое восприятие.

Онлайн игра «Фонетическая раскраска» помогает в развитии фонематического восприятия, формирует навык выделения звука в слове, помогает научиться производить фонетический анализ слова. Ребёнок выбирает звук, слышит его и видит на экране 4 картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал.

Советы учителя-дефектолога!

  • иногда повторяйте знакомые стихи и разучивайте новые;
  • задавайте ребёнку вопросы по темам, которые изучались в течение года;
  • наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребёнком всё, что он видит;
  • читайте ребёнку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное.

Уважаемые родители!

Помогите своему ребёнку в его развитии, в преодолении трудностей!

свернуть

Артикуляционные сказки для детей

Для   постановки звуков учитель-дефектолог рекомендовал выполнять артикуляционную гимнастику дома, а ребёнок не хочет выполнять...

Как  превратить  скучные упражнения  артикуляционной и дыхательной гимнастики в интересное занятие? Легко, непринуждённо, в игровой форме,  включая в работу зрение, слух, движения органов речевого аппарата, дыхание и, конечно же, воображение  используются артикуляционные сказки.

Такая артикуляционная сказка помогает создать положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям. Дети не замечают, что они тренируют свой речевой аппарат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Эти сказки под силу придумать  взрослым, а можно предложить пофантазировать самому ребёнку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребёнок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

В настоящее время существуют разнообразные артикуляционные сказки:

  • «Сказки о Весёлом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя («Как язычок гулял в лесу», «Как язычок катался на велосипеде», «Как Язычок лепил снеговика» и др.);
  • Сказки, ориентированные на определённую лексическую тему ("Животные жарких стран"; "Посуда, продукты питания"; "Музыкальные инструменты");
  • Сказки, придуманные на основе произведений известных писателей ("Три поросёнка"; "Жил-был Вини Пух");
  • Сказки, придуманные для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ("Мышонок - сладкоежка"; "Мышонок и тигрёнок"; "Приключение лягушки Зеленушки"). 

После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился и т.д. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребёнка. Применение артикуляционных сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения. Сказки могут быть в прозе и в стихах.

Вот примеры таких сказок.

Сказка «О Весёлом Язычке, который любил тёплую  погоду»

     «Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Весёлого Язычка. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребёнку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы). Однажды захотелось Весёлому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребёнку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. В домике у Весёлого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребёнка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребёнка, что потолок — это нёбо. Просим погладить нёбо языком). На следующий день Язычок решил ещё раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушёл в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения).

Сказка " Что делал язычок"

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5).

Расстелил половичок

На крылечке Язычок. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5)

Взял он клещи,

Взял топор

И пошёл чинить забор.

Д -д-д-д-д-д-д -стучит молоточек

Т -т-т-т-т-т-т- забит гвоздочек.

 И т.д.

А вы  попробуйте придумать свои сказки!

свернуть

Взаимосвязь движений и речи

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА. 

Упражнения с пальчиками. Умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями.

На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

- упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

- упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ёжики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счётные палочки и т.д.)

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ 

Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

- игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперёд, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

- игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д.

- игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имён существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

свернуть

Как развивать связную речь ребёнка

Все родители желают, чтобы их ребёнок овладел не только хорошей дикцией, но и умением логично рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы.  Почему один ребёнок может рассказать о событии, высказать своё мнение по поводу обсуждаемого, понятно высказать своё пожелание, пересказать  любимую сказку, а  из другого ребёнка и "слова не вытянешь"?

Что лежит в основе развития связной речи?

- ясные представления об объекте рассказа (предмет, событие).

- умение анализировать, сравнивать отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества объекта разговора.

 - умение устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

- использовать необходимые для этого языковые средства.

Все это и сложно, и просто одновременно. И ребёнок этому учится не за один день! Вся повседневная жизнь  создаёт условия для формирования этого важного умения. Повседневную же жизнь организуют для ребёнка взрослые.

 Роль родителей в этом имеет особое значение.

Раскроем секреты  для родителей:

1.Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. А для этого важно любить общаться и играть с ребёнком, уважать его период детских игр.

2.Используйте для этого познавательный материал - то, что ваш ребёнок видит, слышит, воспринимает всеми чувствами вокруг – дома, на улице, в детском саду.

3.Стимулируйте малыша к общению- пусть сам попросит, подружится, расскажет о себе и пр. Не говорите за него то, что он может сказать сам. Помочь начать, направить разговор - дело другое...

4.Избегайте постоянно задавать вопросы, на которые можно " кивнуть головой", ответить "да", "нет",  "не знаю". Больше задавайте альтернативных вопросов: "Как думаешь...?", "Что тебе понравилось...?", "Из-за чего ты расстроился...", "Что показывали в мультфильме...?", "О чем ты мечтаешь..." и пр. Пусть ребёнок пытается сформулировать своё высказывание.

5.Предлагайте ребёнку занять главные роли - ведущего, "учителя", организатора - пусть всем объяснит, как играть в игру, как надо рисовать, собирать конструктор или украсить бутерброд... А вы задавайте уточняющие вопросы, просите помощи, объяснений..... меняйтесь ролями с ребёнком.

6.Читайте ребёнку детские книги, прививайте любовь к слушанию, рассматриванию иллюстраций, пробуйте вместе сочинять сказки про любимых героев, про ребёнка.

7."Играйте в театр", оживляя  разные предметы. Например, "Солнышко тебе желает радостного дня" (Какое у тебя настроение? Какими интересными делами займёшься и украсишь свой день?, "Каша спрятала в себе супер-силу!" ("После завтрака проверим твои руки на силу, а ноги на быстроту и пр. Какие задания помогут  проверить   супер-силу?)

8.Организуйте домашний досуг с пользой. Проводите познавательные беседы на различные темы - про животных, про людей, про жизненные ситуации, про правила безопасности, про секреты общения и пр.... Небезразличный взрослый легко найдёт предмет разговора, который будет интересен ребёнку.

Вот примеры  полезного домашнего досуга.

«Вспомни случай по фото».

Выберете с ребёнком какое – то фото и связанное с ним событие, в котором вы вместе участвовали. Например: как вы гуляли в Центре города и смотрели на праздничный салют, встречали бабушку, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте, как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

 «Чем закончилось».

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!

«Семейное  ток-шоу».

Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте записывающее устройство для записи аудио, видео, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой, дедушкой (другими родственниками). До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?», «Какое у тебя заветное желание?» и т.д.

Уверены, что эти рекомендации помогут не только развивать  связную речь ребёнка, но и наладить доброжелательный микроклимат в Вашей семье!

свернуть