Советы руководителя физического воспитания

Бережём здоровье с детства.

Физическое воспитание ребёнка в семье

Стройность и красота

Посмотрите, как красиво стоят и ходят гимнасты, пловцы, манекенщицы, балерины, то есть все те, кто знает, в чем красота фигуры. А она, прежде всего в правильной осанке, при которой у человека спина ровная, грудная клетка и голова приподняты, плечи расправлены.

Хорошая осанка – это не только красота, но и здоровье. Ведь если спина сутулая, а грудная клетка сдавлена, то происходит нарушение функции дыхания, что может привести к различным заболеваниям.

Так что такое правильная осанка? Почему придаётся ей большое значение? Осанка – это привычное положение тела человека в состоянии покоя или движения. Образуется осанка в процессе физического развития ребёнка и формирования у него статико-динамических функций.

Оценивается она обычно в положении стоя. При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикальной линии, если смотреть сзади, плечи опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята и живот в ровном положении.

Осанка во многом зависит от состояния мышц-разгибателей туловища /спины/. Чтобы удерживать туловище в вертикальном положении, или приходится оказывать противодействие, не только силе мышц-сгибателей /живота и груди/ стремящихся его согнуть, но и тяжести грудной клетки, которая также тянет вперёд. Поэтому тренировке и укреплению мышц спины необходимо уделять постоянное внимание, так как чем больше они бездействуют, тем быстрее теряется способность быть в длительном напряжении при держании осанки. Грудная клетка при этом постоянно опускается, а спина выгибается.

К сожалению, многие дети стоят и ходят с опущенной грудной клеткой, при этом таз подан вперёд и живот выпячен. Это конечно некрасиво. Такая фигура вряд ли может кому-нибудь понравится. Думается, что родители этого не замечают. Иначе они бы следили за осанкой своих детей.

Позвоночник имеет четыре естественных изгиба: шейный и поясничный лордозы /выгиб вперёд/, грудной и поясничный кифозы /выгиб назад/, которые обеспечивают рессорную функцию туловища при ходьбе, беге, прыжках. Глубина поясничного лордоза в положении стоя не должна превышать 3-4 см. К сожалению, у многих дошкольников нарушена осанка. Чаще всего встречаются такие ее дефекты, как круглая или кругловогнутая спина, сколиозы, а также отстающие «крыловидные» лопатки.

Круглая спина характеризуется увеличением грудного кифоза и уменьшением шейного и поясничного лордоза. При этом дефекте грудная клетка опущена, плечи и таз выдаются вперёд, лопатки отступают назад.

Названные дефекты осанки можно устранить. Для этого необходимо регулярно, не реже 3 раз в неделю, выполнять корригирующие упражнения для мышц спины, но самое главное, стараться не сутулиться, держать спину прямой, но не прогибаться в пояснице. Если за этим не следить, то эффективность выполняемых упражнений будет не высокой.

При круглой спине надо укреплять мышцы спины с помощью упражнений, всегда держать грудную клетку приподнятой, плечи – отведёнными назад, спину -  прямой.

При кругловогнутой спине надо укреплять мышцы спины и живота, а также с помощью упражнений, которые приведены дальше, несколько растянуть мышцы поясничного раздела позвоночника, чтобы уменьшить поясничный лордоз для изменения угла наклона таза.

Детям, имеющим сколиоз 1-2 степени необходимо, прежде всего, устранить причины, вызвавшие искривление позвоночника. Часто привычные позы во время сидения, стояния, сна на одном боку на растянутых пружинах кровати и высокой подушке, а также ношение тяжёлых сумок в одной руке или на плече. Во всех указанных случаях необходимо, конечно, проконсультироваться со специалистом по лечебной физкультуре.

Научитесь чувствовать положение головы, плеч и лопаток, усилием воли поддерживать правильную осанку. Регулярно выполняйте специальные упражнения для мышц спины и передней брюшной стенки. Корригируйте позвоночник с помощью висов и специальных поз. Чтобы научится чувствовать положение головы и плеч, встаньте перед большим зеркалом, поставьте голову прямо, выровняйте линию плеч и побудьте в таком положении около минуты. Затем закройте глаза, сделайте отвлекающее упражнение для плечевых суставов /круговые движения/, постарайтесь вновь принять правильную осанку, потом откройте глаза и проверьте её в зеркале. Это упражнение повторяйте до тех пор, пока не сможете без контроля правильно устанавливать голову и плечи. Очень важно постоянно держать осанку, когда стоите, сидите, идёте. Однако держать долго спину прямой, а мышцы напряжёнными трудно. Поэтому, когда сидите, опирайтесь на спинку стула или кресла всей спиной.

В каждое самостоятельное занятие включайте 3-4 корригирующих упражнений, приведённых ниже, чередуйте их с общеразвивающими. По мере овладения лёгкими упражнениями, усложняйте их.

Упражнения для мышц спины /корригирующие/.

1 упражнение. И.п. стоя, кисти на затылке.

1-2- наклонить голову вперёд;

3-4- медленно отвести голову назад, руками оказывая небольшое сопротивление.

Повторить 12-16 раз.

2 упражнение. И.п. основная стойка.

1-2- наклон вперёд, прогнуться, отвести руки назад, соединить лопатки;

3-4 вернуться в и.п.

Повторить 10-12 раз.

3 упражнение. И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, согнуть ноги, стопы поставить на пол.

1-5- опираясь затылком, стопами и руками, поднять туловище /таз/, задержаться в этом положении.

6- вернуться в и.п.

Повторить 10-12 раз.

4 упражнение. И.п. лёжа на животе, руками взяться за голеностопные суставы.

1-3- приподнять плечи, разогнуть ноги, прогнуться.

4- вернуться в и.п.

Повторить 6-8-раз.

5 упражнение. И.п. стоя на коленях, руки вверх.

1-2- сесть на пятки, наклониться вперёд, голову опустить, руки отвести назад.

3-4 вернуться в и.п.

Повторить 16-20 раз.

6 упражнение. И.п. стоя на четвереньках.

1- отвести прямую ногу и голову назад, прогнуться.

2- опустить ногу и колено подтянуть к животу, голову опустить.

3- повторить п.1.

4- вернуться в и.п.

5-8- тоже другой ногой.

Повторить 16-20 раз.

7 упражнение. И.п. о.с.

Бег на месте с высоким подниманием коленей, 30-40 сек.

8 упражнение. И.п. о.с., руки к плечам.

1-4- ходьба на месте, с круговыми вращением руками вперёд.

5-8- тоже, с вращением руками назад.

Повторить 12-16 раз.

9 упражнение. И.п. о.с.

Расслабление мышц рук и ног в течение 15-20 сек.

10 упражнение. И.п. стоя, руки вперёд.

1- развести руки в стороны.

2- и.п.

Повторить 12-16 раз.

11 упражнение. И.п. о.с.

1-2- поднять руки вверх, глубокий вдох.

3-4- вернуться в и.п., выдох.

Повторить 5-6 раз.

свернуть

Сколиоз - это серьёзно

Человечество вместе с благами приобрело и много проблем. В частности, плохую осанку, потерявший гибкость искривлённый позвоноч­ник. А позвонки такой спины, как известно, давят на нервы и сосуды, за­щемляют нервные окончания спинного мозга.

Сегодня болезни позвоночника встречаются у детей даже садовского возраста, и обычно - сколиоз. Услышав этот диагноз, родители испытывают потрясение. Ведь самые современные методики лечения не могут остановить раз­витие сколиоза. Врачи успокаивают - годам к 15, когда замедляется рост и увеличивается жёсткость костной системы, процесс может стабилизироваться. На самом деле, сколиоз продолжается ещё долгие годы.

Почему надежды на лучшее обычно не сбываются? 

Потому, что родители обычно обнаруживают признаки сколиоза слишком поздно. А ведь если вовремя обратиться, тогда можно и позвоночник выправить, и по­ставить позвонки на место. Да, помочь можно, но лишь при сколиозе 1-й и 3-й степени, а вот 4-я - уже не лечится! И все эти школы-интернаты по сколиозу - выброшенные деньги. Не помогают (при запущенной форме) ни гипсовые кроватки, ни прочие ухищрения. Выздоравливают, в лучшем случае, один-два человека из ста.

По каким признакам родители могут догадаться, что у ребёнка сколиоз?

Любое изменение осанки должно насторожить родителей. Когда, например ре­бёнок садится, и при этом линия спины меняется - один из признаков сколиоза.

Надо предупредить молодых пап и мам: не сажайте на долгое время малышей, обложив их подушками. Это тоже может создать предпосылки для искривления позвоночника. Ведь без подушек-то ребёнок сможет сидеть ровно столько, сколько ему положено для его возраста.

Особое внимание родители должны обращать на симметричность лопаток, рёбер и мышц. Если есть такие нарушения, - нужно идти с специалисту. Ещё один тест. Нужно поставить ребёнка на стол или стул, пред­варительно раздев до трусиков. Пятку к пятке, руки вниз, смотреть он должен прямо. Одним из заметных признаков сколиоза является ассиметричность ло­паток и разная высота плеч, и если талия смещена вправо или влево.

Затем, зафиксировав живот левой рукой, наклоните ребёнка вперёд. Руки у него должны свободно висеть. В этом положении хорошо различимы остистые отростки позвоночника, и можно заметить искривление в ту или иную сторону.

У полных детей сколиоз удаётся заметить при подъёме рук вверх и лёгком прогибе назад. Поставьте ребёнка прямо возьмите за руки у локтей и медленно наклоните несколько раз вправо-влево, наблюдая при этом за позвоночником. Если спина в стороны гнётся по-разному, то и это признак сколиоза.

Можно ли детям при сколиозе заниматься спортом?

Тяжёлыми физическими упражнениями - ни в коем случае. Допустима только лёгкая нагрузка, и то, смотря на каком этапе заболевания и в каком возрасте. А некоторые виды спорта, такие как фехтование, теннис, метание диска, подня­тие гири могут способствовать развитию сколиоза, либо его усилению, посколь­ку развивают преимущественно одну сторону тела. Могут спровоцировать ско­лиоз и такие, казалось бы, безобидные привычки, как регулярное нахождение в фиксированной неправильной позе, когда ребёнок постоянно сидит поджав ногу под себя, носит сумку на одном плече, играет на скрипке.

Профилактические меры это - диета.

Ребёнок растёт, ему необходимы кальций, фосфор, рыба, творог, молоко. Некоторым даже яичную скорлупу. Вымытые с мылом яйца сварить, затем сильно размельчить и принимать по 1 чайной ложке три раза в день во время еды.

Особенно важный продукт - мясо. В нём много магния. А также должен получать всё - и овощи, и фрукты, и белок - рыбу, мясо...

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики.

Стать. Принять правильную осанку со зрительным контролем и без него (закрыв глаза). Повторить 4 раза, темп средний.

  1. Ходьба на носках, руки на поясе, локти назад; ходьба на полной стопе руки за голову, локти в стороны, и с хлопком над головой. Медленный бег вы­соко поднимая колени ("цирковые лошадки"); руки на пояс, локти назад (1,5 -2 мин.). Остановиться для выполнения упражнений.
  2. Подсвечник. И.п. о.с.1-подняться на носки руки согнуты в локтях, ла­донями вперёд; 2-3-держать; 4-и.п. Повторить 4 раза, темп медленный.
  3. Маятник. И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову, локти в стропы.1-наклон туловища назад; 2-и.п.; 3-наклон туловища вперёд; 4-и.п. (6 раз, темп средний)
  4. Горка. И.п.: сидя, ноги вперёд, руки в упоре сзади. 1-опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх выпрямив туловище; 2-3 -держать; 4- и.п. (6 раз, темп медленный).
свернуть

Воспитание у детей потребности и навыков здорового образа жизни

Человеческое здоровье понимается как единое целое. В этом понятии выделяем следующие аспекты здоровья:

 - физическое здоровье (здоровое тело);

 - эмоциональное здоровье (здоровые чувства);

 - умственное здоровье (здоровое социальное поведение);

 - социальное здоровье (здоровое социальное поведение);

 - личностное здоровье (позитивное самовосприятие, самооценка);

 - духовное здоровье (здоровый дух;

- психическое здоровье (самопрограммирование).

Все эти части, стороны здоровья тесно взаимосвязаны. Не только «в здоровом теле – здоровый дух», но и наоборот – здоровый дух (высокая духовность) делает тело здоровым, излечивает самые тяжёлые недуги. Эта мысль подчёркивается во всех оздоровительных системах, отечественных и зарубежных. Вот почему мы должны заботится о гармоничном здоровье ребёнка.

Как показывают исследования, здоровье ребёнка только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от его образа жизни. Именно поэтому каждый взрослый должен стать ярым сторонником здорового образа жизни для себя, своей семьи и в первую очередь для своих детей. 

Что такое ЗОЖ?

Слагаемые здорового образа жизни:

  1. Рациональный режим.
  2. Полноценное питание.
  3. Достаточное пребывание на свежем воздухе.
  4. Двигательная активность.
  5. Гигиенические условия.
  6. Закаливание.
  7. Профилактика СПИДа, курения, алкоголизма, наркотиков.
  8. Психогигиена и психогимнастика.

Формирование потребности

З О Ж (здоровый образ жизни)

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряжённый ритм жизни требует от современного человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства и, конечно, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

В нашем детском саду есть все условия для развития двигательной активности детей:

 - спортивный уголок в каждой возрастной группе;

 - ежедневная утренняя гимнастика в зале или на спортивной площадке (в зависимости от погодных условий);

 - физкультурные занятия в зале и на открытой спортивной площадке;

 - подвижные игры на прогулке;

 - спортивные праздники, досуги, дни здоровья.

свернуть

Привычка к здоровому образу жизни

«Предпосылками зарождения потребности в здоровом образе жизни станут все возрастающие самостоятельные действия по уходу за собой,..»

Наличие стойких привычек говорит о сформированности опыта личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идёт тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется.

Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т.п. Пока ребёнок в детском саду, он подчиняется приказу воспитателя, а дома... Большинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь.

Во многих учреждениях дошкольного образования педагоги приучают детей чистить зубы и полоскать рот после каждого приёма пищи, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном. Но говорить о том, что у детей появилась потребность в совершении этих действий, мы не вправе, поскольку эти действия дети совершают по указанию и под присмотром взрослых.

Для того чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнять действия, полезные их организму, необходимо было создать соответствующую ситуацию, которая могла бы повторяться ежедневно. Лучшее время, чем пробуждение после дневного сна придумать нельзя. Этот период в режиме дня не перегружен всевозможными мероприятиями, как утро или день. Времени от подъёма до полдника вполне достаточно, чтобы дети могли упражняться в полезной для их организма деятельности.

      А программа этой деятельности такова:

  • после пробуждения потянуться, сделать несколько упражнений в постели;
  • встать на массажный коврик, помассировать стопы, помассировать тело с помощью ручного массажёра;
  • выполнить в заданной последовательности упражнения на полосе препятствий или спортивном комплексе;
  • принять водные процедуры.

Рассчитана программа действий на 15—20 минут. Выполняется она каждым ребёнком индивидуально без контроля взрослого (во всяком случае, видимого для ребёнка) сразу после пробуждения. Выполнив эти действия, он волен заниматься, чем ему хочется.

Все действия в спальной комнате ребёнок выполняет молча, чтобы не разбудить детей, которые ещё спят. Это обязательное требование. В групповой, где, пока дети спят, оборудуется несложная и безопасная полоса препятствий. можно тихонько перекинуться парой слов с товарищами. А вот в умывальной комнате и душевой можно и пошуметь, и водой побрызгаться, и посмеяться.

Все действия «программы побудки» (как мы её называем) разучиваются на специальных физкультурных занятиях серии «Забочусь о своём здоровье» в начале учебного года. Для малышей они более простые, для старших детей уже довольно сложные. Разучив программу, дети сдают «зачёт» доктору Айболиту или другому любимому персонажу этой сказки, получая тем самым право вставать с постели без разрешения воспитателя. Для них эта возможность является мощным побудительным стимулом.

Заправлять постель детям не рекомендуется. Они должны лишь аккуратно прикрыть её одеялом. Застилают за детьми постели взрослые. Чтобы обеспечить должную гигиену постели, нужно снять и стряхнуть простынку, слегка влажной губкой протереть матрац, встряхнуть одеяло, некоторое время дать постели «освежиться» в хорошо проветриваемом помещении, а затем её вновь застелить. Во-первых, дети качественно проделать все эти действия не смогут в силу своего возраста, а во-вторых, если мы их заставим это делать, то они надышатся пылью. Представьте, 15—20 ребятишек трясут в спальной простынки! Не случайно у многих детей аллергические риниты.

А в-третьих, дети дошкольного возраста генетически запрограммированы на уход за ними со стороны взрослых, они нуждаются в нем. Впоследствии, став взрослыми, они так же заботливо будут относиться к своим детям (есть с кого пример брать!). Это хорошо известно нам, дошкольным работникам, постоянно встречающимся с родителями. Далеко не все так заботливы к детям, как бы это требовалось. И мы считаем, что в этом возрасте важнее научить детей заботиться о своём здоровье, чем учить, как это делается во многих детских садах, заправлять постели.

свернуть

Здоровье ребёнка в наших руках

Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и  практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем из­вестно также и то, что люди, трениру­ющие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обяза­тельно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчаст­ным случаям. Статистические данные из практики детских врачей, врачеб­ных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей. К слову, и взрослых тоже.

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выжива­ния, закладывают, скажем, так, рабочие программы.

Человеческий мозг, особенно это ка­сается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В даль­нейшем 80 процентов нашей деятель­ности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здоро­вого тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необ­ходимо объяснять значимость не толь­ко тех или иных действий и привычек, но - и это главное - подавать собствен­ный пример.

  • Утром, ещё в постели, надо, чтобы ребёнок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.
  • Душ! От этой утренней процедуры ребёнок должен получить наслажде­ние настоящего весёлого водного пра­здника.
  • Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому ни в коем случае не завтракайте на ходу. Лучше всего, если к столу на протяже­нии долгого времени подаётся одно и то же. Это способствует выработке в организме настоятельной потребности в завтраке.

За завтраком важны разгово­ры о предстоящем дне, в том числе о по­требностях организма. А в выходные устройте настоящий се­мейный праздник (праздник, к слову, не всегда означает застолье). Неплохо за­ранее его спланировать, посвятив ис­ключительно вопросам здоровья: 

  • завтрак в этот день хорошо бы готовить вместе, всей семьи;
  • вместе заняться гимнастикой, поиг­рать в подвижные игры;
  • отправившись на прогулку, напри­мер в лес, в поисках различных лечеб­ных трав, поговорите об их действии и о благотворном влиянии природы на здоровье;
  • желательно, чтобы в течение дня ребёнок выполнял различные упражне­ния. («Если ты потянешься и потом рас­слабишь мышцы, у тебя появится ощу­щение тепла во всем теле. Напряги за­тылочные мускулы, и ты почувствуешь, как усиливается после этого кровооб­ращение».)

Однако только говорить о значимос­ти здоровья - это мало; надо предпри­нимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоро­вый фундамент, на котором в дальней­шем может быть выстроено прекрас­ное здание человеческой жизни. Так да­вайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботится о нем.

свернуть